dv-5

Развитие речи детей у дошкольников: как развить правильную и грамотную речь?

Оглавление

Ребенок самостоятельно учится говорить. Он слышит слова от родителей и других родственников, а затем пытается их повторить. От момента произношения первых слов до четкой речи с логически построенными предложениями проходит несколько лет. На развитие речи ребенка-дошкольника влияют разные факторы. Так, родители часто суют в руки чаду гаджет с мультфильмами или играми, а затем бьют тревогу перед школой или даже в начальных классах, когда возникают явные проблемы с речью. Но важно знать, что лучше заниматься произношением на регулярной основе, чтобы поспособствовать развитию правильной и грамотной речи.

Что влияет на развитие речи ребенка?

Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности, но выделяется четыре основных фактора, которые влияют на развитие речи ребенка-дошкольника:

  1. Особенности строения речевого аппарата. Определенные врожденные нарушения могут оказывать негативное влияние на произношение. Некоторые аномалии педиатр или неонатолог может заметить еще при первом осмотре после рождения, а другие выявляются только к 3 годам, когда проявляются отклонения в связной речи.
  2. Физиология. На речь дошкольника влияет и физиологическое развитие, особенно мелкая моторика. Игры с мелкими предметами, лепка и другие занятия помогают быстро и четко заговорить.
  3. Взаимодействие с окружающими людьми. Постоянные разговоры с родственниками помогают развитию речи и обогащению словарного запаса. Нельзя сюсюкаться! Все слова важно выговаривать четко и правильно, чтобы малыш учился сразу их правильно произносить.
  4. Эмоциональный фактор. Ребенку важно чувствовать эмоциональную связь с родителями. Он улыбнулся, следует улыбнуться в ответ, как, впрочем, отвечать на любые другие действия. Так в семье формируется благоприятный психологический климат, а поэтому ребенок правильно развивается во всех направлениях.

Физиологические отклонения можно корректировать при помощи специальных упражнений или хирургических вмешательств, но не менее важен контакт родителей с малышом, общая ситуация в семье, психологическая обстановка.

Наиболее популярные проблемы развития речи у дошкольников

У многих детей дошкольного возраста наблюдаются такие затруднения и отклонения развития речи:

  1. Недостаточный запас слов. Красивая развитая речь невозможна без достаточного словарного запаса. Обычно к 5-6 годам ребенок знает до 3000 слов, а к 7 годам его словарный запас увеличивается еще на 500 слов. Этого достаточно для общения со взрослыми на равных, ведения разговора на отвлеченные темы.
  2. Трудности при построении диалога. Необходимо строить понятные и развернутые вопросы, давать краткие или подробные ответы. Если ребенок не умеет строить вопросы, у него могут возникнуть трудности в общении.
  3. Ситуативная речь. Односложные предложения – норма для детей 2-3 лет. По мере взросления словарный запас увеличивается, а ребенок учит строить сложные предложения. Если к 5 годам он говорит предложениями из 2-3 слов, это повод обратиться к специалисту.
  4. Употребление сленговых слов. Слова-паразиты и нелитературные выражения ребенок узнает из внешнего мира. Услышать их он может не только от родственников, но также из телевизора, компьютера, смартфона, поэтому важно ограничивать время пользования гаджетами. Иногда слова-паразиты появляются в речи после общения с другими детьми в саду или на детской площадке. Если услышали нелитературные выражения, не ругайте дошкольника, а объясните, почему это слово нельзя использовать.
  5. Трудности с составлением монолога. Чтобы научиться вести грамотные монологи, детям нужно учиться пересказывать. До 4 лет этот навык не нужен, но в возрасте 5-7 лет ребенок должен уметь рассказать произошедшую с ним историю или пересказать сказку. Это также помогает развить устную речь. При отсутствии этого навыка у школьников возникают трудности с обучением.
  6. Невозможность приведения аргументов. Важно уметь обосновывать свою точку зрения. И хотя этот навык сложный, он помогает коммуникации ребенка, адаптации в коллективе. При его отсутствии увеличивается риск развития комплексов, появления трудностей с успеваемостью.
  7. Проблемы с произношением звуков и плохая дикция. Если ребенок посещает детский сад, на проблемы дикции обращают внимание воспитатели, логопед. Иначе обстоят дела с «домашними» детьми, с которыми никто не занимается дикцией. В начальных классах неправильное произношение звуков может отразиться на процессе обучение и привести к появлению комплексов, сложностей с коммуникацией.

Обратите внимание! Чтобы понять, имеются ли у дошкольника проблемы с речью, можно устроить небольшой тест. Попросите его рассказать историю, которая с ним приключилась сегодня или вчера. Оцените рассказ, какие слова использует ребенок, падежи и склонения, последовательность.

Если у сына или дочери имеются проблемы с дикцией, важно не откладывать визит к логопеду. Своевременное обращение к специалисту позволяет корректировать имеющиеся нарушения и предупредить сложности в обучении в школе или развитие комплексов.

Читайте также: Кто такой логопед и зачем он нужен?

 

Основные техники для развития речи

Многие родители хотят знать, как развить речь у ребенка. Существуют разные методики и приемы, которые используют профессиональные педагоги и логопеды, но подходят они и для применения дома. Чаще всего практикуются такие техники:

  1. Беседа и диалог. При разговоре с ребенком необходимо использовать интонации, мимику, жестикуляцию. При ведении диалога следует задавать конкретные вопросы. Они могут быть короткими или расширенными. Желательно, чтобы ответы были максимально развернутыми. Иногда ребенку нужно задавать уточняющие вопросы.
  2. Чтение сказок, стихов, рассказов. Важно не только читать сказки и разные произведения, но и после прочтения задавать ребенку разные вопросы (правильно ли поступил герой, почему он так сделал и пр.). Так ему будет проще оценивать услышанное, устанавливать причинно-наследственные связи и др.
  3. Составление рассказа. Вместо того, чтобы искать специальные занятия, развивающие речь, стоит предложить ребенку составить рассказ. Начать следует с описательных рассказов, когда дошкольник описывает какой-то предмет, увиденное животное, растение и пр. Важно помогать ребенку, задавать наводящие вопросы. Также можно составлять рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам. Составление рассказов помогает научиться излагать мысли последовательно, использовать синонимы, расширить словарный запас.
  4. Пересказ. Необходимо прочесть небольшой рассказ или сказку, а затем попросить ребенка пересказать ее. Сложность текста должна соответствовать возрасту малыша. Постепенно стоит подбирать более сложные и длинные рассказы.
  5. Речевые упражнения. Они направлены на обучение правильному произношению звуков и слов. Сюда можно отнести и имитацию голосов животных, и подбор прилагательных к предмету, и добавление глагола к существительному. Хорошо развивать речевые функции помогает заучивание скороговорок.
  6. Развитие мелкой моторики. Мелкая моторика тесно связана с работой головного мозга и речью. Развивать мелкую моторику помогает перебирание мелких предметов. Это могут быть специальные сортеры, обычные пуговицы, крупа и пр. Улучшить координацию движений помогают игры с конструкторами, пальчиковые краски, лепка, рисование.

Для развития речи у ребенка должны использоваться разные методики. Только их грамотная комбинация помогает достичь хороших результатов. Сложность занятий должна соответствовать возрасту малыша, его навыкам. Систематическая работа помогает ребенку освоить речь, что в дальнейшем позволит ему комфортно взаимодействовать в социуме.

Полезные упражнения для развития речи у дошкольника

Развивающие игры для развития речи можно проводить дома. Ниже приведено несколько интересных вариантов.

«Беседа по картинке»

Выберите яркую, желательно сюжетную картинку. Упражнение рекомендуется делать во время чтения или складывания пазлов в виде увлекательной игры. Начать беседу можно с различных вопросов: что, куда, зачем, кто и др. Чтобы проще было подтолкнуть ребенка к беседе, используйте вспомогательные фразы. Если малышу сложно ответить на какой-то вопрос, дайте подсказку.

«Беседа по картинке» помогает развивать связную речь и абстрактное мышление. В процессе выполнения упражнения он узнает новые слова и фразы, учится использоваться разные речевые формы.

«Интервью»

Упражнения, развивающие речь, могут положительно влиять и на другие навыки ребенка. К примеру, игра «Интервью» хорошо развивает также социальные навыки. Суть упражнения сводится к следующему:

  1. Предложите ребенку побыть в роли профессионального журналиста. Вы можете быть известным ученым, писателем, актером.
  2. Помогите дошкольнику подготовить вопросы.
  3. Отвечайте на них расширено и подробно.

Игра может использовать много раз, достаточно просто поменять тему.

«Опиши предмет»

Если «Интервью» подходит для детей старше 4 лет, то в игру «Опиши предмет» можно играть с 2-3 лет. Нужно выбрать любой предмет (или взять картинку). Ребенок должен сказать, какую форму он имеет, какого цвета, какой на вкус, что делает и пр. Список вопросов зависит от возраста сына или дочери.

«Придумай слово»

Упражнение заключается в том, что вам нужно выбрать один звук и предложить ребенку назвать слова, которые на него начинаются. Чем больше слов, тем лучше. Со временем задание можно усложнить, например, предложить придумать слова с выбранным звуком в середине или конце.

Читайте также: Дошкольные занятия: во что поиграть с ребенком 5-6 лет дома

 

Польза чтения для развития речи

Обязательно нужно читать книги вместе с ребенком. Чтение сказок малышам – один из факторов, помогающих развивать речь. Книги помогают расширять словарный запас, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение и пр.

Читать книги важно с интонацией, паузами, передавать эмоции, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь его в процесс. Родители могут вставлять имя сына или дочки в стихи, просить закончить предложение или другими способами подогревать интерес.

Не менее важно выбирать книги с учетом предпочтений дошкольника, чтобы ему было интересно слушать. После прочтения следует вместе посмотреть иллюстрации, обсудить их. Обязательно нужно задать ребенку вопросы по прочитанному тексту, устроить обсуждения на тему «плохо – хорошо» и др.

Обратите внимание! Читайте дошкольнику потешки. В них много слов, которые не используются в жизни. К тому же они помогают запомнить последовательность действий.

Поскольку детская развивающая речь формируется под воздействием услышанного, не стоит ограничиваться чтением сказок. Попробуйте прочесть отрывок произведения Пушкина, Лермонтова или Есенина. После попросите ребенка объяснить, что он понял. Непонятные моменты объясните простыми словами.

Если ребенок научился читать, родители должны быть активными слушателями. Важно обсуждать прочитанное, задавать вопросы, давать характеристику героям. Обсуждение оказывает весомое влияние на развитие речи, помогает расширить запас слов, научиться их использовать в предложениях.

Выводы и советы специалиста

Формирование речевых функций дошкольника зависит от разных факторов, но в большей части – от общения с близкими людьми, психологической обстановки в доме. Важно постоянно общаться с сыном или дочерью, учить строить диалог, монолог.

Занятия, развивающие речь ребенка, нужно проводить на регулярно основе и обязательно в игровой форме, так дошкольник активнее и с интересом участвует в процессе. Простые упражнения и чтение книг способствуют формированию правильной и грамотной речи. Также могут использоваться различные методики, например, глинотерапия.

Если у ребенка косноязычная речь или проблемы с дикцией, обратитесь в наш медицинский центр. Мы развиваем речь дошкольников при помощи современных методик, используя комплексный подход.

Автор:

Сторожук Александр Михайлович

CEO DV clinic, психофизиолог