logoped

Классификация речевых нарушений

Оглавление

 

Нарушениями речи называют любые отклонения от нормы, которые приняты в определенной языковой среде. При этом они препятствуют общению, ограничивая возможность социальной адаптации. Чаще всего причиной формирования таких нарушений становятся расстройства психофизиологического механизма речи, требующие обязательной помощи квалифицированного специалиста.

Со временем нарушения речи могут оказать негативное влияние на развитие психики человека. Логопеды используют классификацию нарушений всех видов речи, которая формируется, исходя из причин и особенностей патологии.

Классификация речевых нарушений

Сегодня логопеды пользуются двумя основными классификациями речевых нарушений у пациентов:

  1. Клинико-педагогическая классификация. Здесь применяется детализация нарушений. При этом специалист использует переход от общего к частному. В основе этой классификации находятся этиопатогенетические критерии, объединенные с психолого-лингвистическими. В клинико-педагогической классификации речевых нарушений выделяют несколько разновидностей патологии. Сюда принято относить нарушение речи или письма.
  2. Психолого-педагогическая классификация. Здесь, наоборот, нарушения группируются от частного к общему. При этом учитывается совокупность различных психологических и лингвистических критериев. Эта классификация выделяет проявления расстройства в разных вариациях неправильного развития. Согласно психолого-педагогической классификации, любые речевые расстройства делятся на изменение средств общения и нарушение в использовании средств коммуникации.

К появлению патологии могут привести следующие факторы:

  1. Нарушение внутриутробного развития в результате тяжелого токсикоза, интоксикации, различных заболеваний женщины, резус-конфликта матери и плода. Особенно опасным считается период с 4 недель по 4 месяца беременности. Именно на этом этапе происходит формирование речевого аппарата и при воздействии неблагоприятных факторов могут появиться различные патологии (раздвоенная губа, расщелина неба и т. д.). Если же угрожающие факторы появятся на последних сроках беременности, может произойти задержка в развитии, что также негативно отразится на речи.
  2. Асфиксия или другие родовые травмы, которые могут спровоцировать кровоизлияние в головном мозге.
  3. Перенесение некоторых заболеваний во младенчестве. Они могут спровоцировать замедление развития головного мозга и протекающие в нем процессы.
  4. Наследственность. Влияние этого фактора возможно только при наличии других критериев развития нарушения.
  5. Неблагоприятные факторы окружающей среды. Сюда относят неблагоприятную обстановку в семье, глухоту или нарушение речи у родителей, психотравматические ситуации и т. д.

Виды нарушения устной речи у пациентов

Изменения в устной речи делятся на следующие виды расстройств:

  • нарушение интонации;
  • расстройство голосообразования или звукопроизношения;
  • нарушение темпа речи.

Такие проблемы могут проявляться обособленно или в комплексе. Существуют следующие виды нарушения устной речи:

  1. Дисфония. Это патология, при которой речь полностью отсутствует или же является сильно нарушенной по причине необратимых изменений в строении или функционировании голосового аппарата. В данном случае голос может полностью отсутствовать или же меняется его тембр, сила и другие параметры. Нарушения связаны с органическим или функциональным поражением голосового аппарата. Они могут появиться у человека в любом возрасте.
  2. Брадилалия. Это замедление речи патологического характера. Развивается оно в ситуации, когда процесс торможения более выражен, нежели возбуждение. У пациента речь становится слишком замедленной и нечеткой, он растягивает слова при произношении.
  3. Тахилалия. Данное нарушение, наоборот, связано с патологическим ускорением речи. При этом грамматическая, фонетическая и лексическая стороны остаются неизменными. Если человек часто делает паузы или заминки, патологию называют полтерн.
  4. Заикание. Это патология, при которой происходит нарушение ритма и темпа речи из-за судорожного сокращения мышц речевого аппарата. Заикание также делят на функциональное и органическое. В большинстве случаев его развитие связывают с критическими периодами в развитии ребенка.
  5. Дислалия. Данное нарушение связано с некорректным произношением звуков на фоне нормального слуха и иннервации речевого аппарата. Симптомом патологии является искажение звуков или изменение их последовательности. Причина развития – неправильное формирование артикуляционного аппарата или нарушение артикуляционных позиций вследствие дефекта артикуляционного аппарата. Кроме этого, специалисты выделяют еще и психолингвистический аспект дислалии. Он связан с нарушением восприятия звуков. Такой тип расстройства может сформироваться в любом возрасте.
  6. Ринолалия. Это патология, сопровождающаяся изменением тембра голоса из-за анатомического повреждения речевого аппарата. В результате происходит резонанс, а речь получается гнусавой, становится невнятной и монотонной. К ринолалии также относят врожденное расщепление неба, при котором также наблюдается данное нарушение.
  7. Дизартрия. Связана с минимальной иннервацией речевого аппарата или поражением центральной нервной системы. Дизартрия часто встречается у пациентов с ДЦП. Во взрослом возрасте она может возникнуть при инфекционном поражении головного мозга.
  8. Алалия. Патология связана с недостаточным развитием или полным отсутствием речи. Причиной становится органическое поражение определенных зон в головном мозге. Расстройство формируется еще на этапе внутриутробного развития или в младенчестве. Такой дефект относят к самым сложным, так как языковая система не формируется вовсе.
  9. Афазия. Нарушение связано с утратой возможности использовать средства языка. Причиной такого состояния могут стать инфекционное поражение нервной системы или перенесенная ЧМТ.

 

Виды нарушений письма

В зависимости от первопричины, которой обусловлено расстройство речи, выделяют такие его виды:

  1. Дислексия. Данное нарушение может произойти в результате поражения ЦНС. При этом ребенок может не распознавать буквы, поэтому неправильно их произносит или изменяет очередность слогов в словах. Это приводит к искажению прочитанной информации. Крайней формой патологии называют алексию или неспособность читать вообще.
  2. Дисфагия. Это частичное нарушение процесса письма. Ребенок может искажать, смешивать, пропускать или заменять буквы в словах во время письма. Крайней формой является аграфия, при которой ребенок вовсе неспособен писать.

Психолого–педагогическая классификация

Согласно психолого-педагогической классификации все известные речевые нарушения делятся на такие типы:

  • нарушение средств общения;
  • расстройство использования средств общения.

Виды нарушений средств общения

Логопеды выделяют следующие виды патологии:

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Под этим термином подразумевается расстройство процесса формирования произношения у пациента из-за того, что нарушено произношение и восприятие на слух различных фонем. Может появиться на фоне ринолалии, дислалии или стертой дизартрии.
  2. Общее недоразвитие речи. В этом случае слух и интеллект не страдают или имеется системное недоразвитие речи у пациентов с умственной отсталостью, когда происходит расстройство всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи зачастую диагностируется у детей с ринолалией, алалией, сложной дислалией, дизартрией.

Виды нарушений речи при использовании средств общения

К нарушениям использования средств общения относятся такие формы патологии:

  1. Заикание. Это нарушение коммуникативной функции на фоне адекватно сформировавшихся средств общения. Иногда заикание развивается совместно с общим недоразвитием речи, хотя может наблюдаться и обособленно.
  2. Мутизм, речевой негативизм и т. д. Пациент способен разговаривать, хорошо понимает речь окружающих, но при этом не отвечает на вопросы и в целом не проявляет каких-либо признаков о готовности вступить в диалог.

Читайте также: Развитие речи детей у дошкольников: как развить правильную и грамотную речь?

Выводы

В прошлом логопеды ставили диагноз, только исходя из характеристики психолого-педагогической классификации. При этом на клинико-психологическую классификацию ссылались неврологи. Но сегодня ситуация меняется таким образом, что любыми речевыми нарушениями теперь занимаются исключительно логопеды. При этом они проводят комплексное обследование речи ребенка и, руководствуясь принципами классификации речевых нарушений обоих видов, подбирают способы коррекций.

Если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения речи или не уверены в правильности произношения, лучше сразу же записаться на консультацию к специалисту. Своевременное обращение за помощью поможет быстрее восстановить речевую функцию и избежать необратимых последствий.

Автор:

Сторожук Мария Викторовна

Соучредитель, психолог, сертифицированный специалист метода биоакустической коррекции